Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)


"Жанровое своеобразие пьес А.П. Чехова"
Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Жанровое своеобразие пьес А.П. Чехова"

Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим  все  мотивы его повестей и рассказов, стала “новая драма”.  Именно в ней  наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.
 На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собою какой-то исторический парадокс.
 И в  самом деле, на рубеже веков, в период  наступления нового общественного подъема, когда в обществе  назревало предчувствие  “здоровой и сильной бури”, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе.
Почему же так? Я думаю потому, что, если Горький пишет в это время о людях активного действия, знающих, по их мнению, как и что нужно делать, то Чехов пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен прежний уклад жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё неизвестное.
Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного существования людей.  Именно на этой  исторической почве и вырастает “новая  чеховская драма” со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.
   Прежде  всего, Чехов разрушает “сквозное действие”, ключевое событие, организующее  сюжетное единство классической драмы. Однако, драма  при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности, “рифмуются”, перекликаются друг с другом и сливаются в общем “оркестровом звучании”.
 С  исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного, ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных  и отрицательных, главных и второстепенных,  каждый  ведет свою партию,  а целое, как в  хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных голосов и подголосков.
   Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Он писал  о господстве в жизни тупости, откровенного эгоизма, об “униженных и оскорблённых”, о человеческих отношениях, о любви, о становлении личности в обществе, о нравственных переживаниях. Начиная с Гоголя,  в литературе Х1Х века утвердился “смех сквозь слёзы”, смех сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех Чехова в пьесах именно такой.
Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы не чисто драматического или  комедийного, а весьма сложного формообразования.  В них драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим . убедительным примером тому служит пьеса  “Вишнёвый сад”. “ Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”, --  писал сам Чехов.
Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности  они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически.  Комическая основа пьесы отчетливо видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши.  “Вишнёвый сад” включает явные мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты.
Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него “Вишнёвый сад” является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил “Вишневый сад” именно в таком драматическом ключе.     
Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается  не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает  неведомый классической драме чеховский “подтекст”, или “подводное течение”.  Герои Островского целиком и полностью  реализуются в слове, и слово это лишено двусмысленности, твердо и прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив, смыслы слова размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои вкладывают в слова. Поэтому призыв трех сестер “В Москву! В  Москву!” отнюдь не означал Москву  с ее конкретным адресом. Это тщетные, но настойчивые попытки героинь прорваться в иную
Страницы: 1 2

Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Жанровое своеобразие пьес А.П. Чехова"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"