Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)


"Почему доктор Старцев стал "Ионычем""
Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Почему доктор Старцев стал "Ионычем""

Мастером короткого рассказа по праву считается Чехов. Основной проблематикой его произведений является внутренний мир человека, смысл его жизни. Чехов осмеивал мир пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете.
"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" - эти три рассказа были написаны Чеховым в конце 90-х годов и вошли в так называемую "маленькую трилогию". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе тема футляра проявляется с полной очевидностью. Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Беликов пугает окружающих своим "футляром", неприятием жизни, и только смерть примиряет его с действительностью. После смерти Беликов преобразился: он лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр, из которого никогда не надо выходить. Во втором рассказе тема футляра уже не так видна с первого взгляда. Рассказ повествует о человеке, который мечтает только о том, чтобы купить себе имение и есть собственный крыжовник. Третий рассказ о "футлярной" любви. Помещик Алехин сам рассказывает о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все три рассказа - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому представляет собой единое произведение, внутренне законченное. Исследователи творчества Чехова полагают, что писатель намеревался продолжить этот цикл рассказов и пополнить его новыми произведениями. Однако по той или иной причине он не осуществил своих планов. К циклу рассказов с футлярной тематикой можно также отнести рассказ "Ионыч".
Герой рассказа сначала предстает перед нами молодым человеком. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. Как повествует рассказ, Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. В С. у него начинается новая жизнь, и он быстро заводит новые знакомства. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Отец, Иван Петрович Туркин, играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Мать, Вера Иосифовна, писала романы и повести и читала их гостям. У них была дочь, молодая миловидная девушка Екатерина Ивановна, которую в семье ласково звали Котиком. Екатерина Ивановна увлекалась игрой на фортепиано. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Но как пишет Чехов, это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Кажется, что это чувство настоящее и на всю жизнь. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Он стал изменяться безвозвратно и бесповоротно. Вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако!"
Постепенно меняется и внешний облик персонажа. Физическое ожирение приходит к нему незаметно. Располагая деньгами, Старцев перестает ходить пешком, начинает страдать отдышкой, любит закусить. Моральное "ожирение" также подкрадывается постепенно. В начале рассказа Старцев очень отличался от жителей города, и своими мыслями, и горячими движениями души, и пылкостью чувств. "Своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом" обыватели С. раздражали его и возмущали своими разговорами. С ними можно было только разговаривать о самых обычных вещах, играть в карты, закусывать. Другие темы не интересовали их, да и они ничего не хотели знать о том, что напрямую их не касалось. При разговорах о политике или науке обыватель становился в тупик или заводил такую философию, "тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но среда засасывала Старцева все больше и больше. Постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого". Чехов приводит нас к неутешительному финалу: в конце рассказа Старцев каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?"
Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало-помалу", стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов. Через некоторое время возвратилась и Котик. Убедившись, что у нее лишь посредственные способности, она возвратилась в С. и жила надеждой на любовь Старцева.
Страницы: 1 2

Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Почему доктор Старцев стал "Ионычем""


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"